МБДОУ Курагинский детский сад "Лесная сказка" комбинированного вида

+7 (39136) 2-36-80

с 7:30 до 18:00

Страничка учителя-логопеда


Страничку ведут учителя-логопеды ДОУ:


Описание предметно-пространственной среды логопедического кабинета.

    Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей.
   Ведущее место в системе дошкольного образования отводится реализации речевых задач. Современные исследования в этой области свидетельствуют о том, что большинство детей к концу дошкольного возраста не владеют навыками связной речи. Их словарный запас небогат. Учитывая, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в организации логопедической работы необходимо стремиться к тому, чтобы каждое занятие носило игровой характер, было эмоционально окрашено. В связи с этим логопедическая работа будет более эффективна, если в ходе обучения будут использованы: приёмы, способствующие развитию мотивации, игровые приёмы,  сюрпризные моменты, наглядные средства, схемы, модели и другое. 
Основные направления кабинета:
1. Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;
2. Проведение обследования детей с целью разработки индивидуальной программы развития;
3. Проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий;
4. Оказание консультативной помощи педагогам, родителям;
По целенаправленному оснащению и применению кабинет разделён на несколько рабочих центров:
1.Центр коррекции звукопроизношения, в котором  находится:
 Цель: развитие артикуляционной моторики, коррекции звукопроизношения.
настенное зеркало
два небольших рабочих стола (в соответствии с ростом ребенка)
вата или ватные диски, стерильные салфетки
методическая литература на автоматизацию и дифференциацию дефектных звуков
картотека (для заданий на дом) на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, тексте
картинный материал.
2.Центр развития мелкой моторики, в котором  находятся:
Цель: развитие мелкой моторики.
разнообразные конструкторы
шнуровки
мозаики
пазлы
трафареты (в соответствии с лексическими темами)
игры с прищепками
массажные шарики, мячики
картотека пальчиковой гимнастики, а также упражнений на координацию речи и движения.
3.Центр  развития лексико-грамматической стороны речи:
Цель: развитие и обогащение словаря; знакомства детей с антонимами; закрепления грамматических категорий и развития связной речи
Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий по лексическим темам.
Картотека игровых упражнений по лексическим темам.
Систематизированный иллюстративный материал, подобранный с учётом лексических тем.
картотека загадок (народные загадки, загадки в форме описания предметов, загадки с пропущенным словом или «Доскажи словечко»)
подбор предметных, сюжетных и серий сюжетных картин для составления рассказов разной сложности
картинный материал по всем лексическим темам
словесные игры
Наборы картинного материала: антонимы, синонимы и омонимы.
Подборка игровых заданий на закрепление грамматических категорий родного языка (предлоги, падежные формы, множественное число существительных, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами и т. д.)
4.Рабочий центр  учителя - логопеда. 
Цель: организация работы с документацией, изготовление методических пособий.
Стол.
Стул.
Логопедическая документация.
Портфолио достижений специалиста (или творческая папка педагога). 
                                                                 Учитель-логопед Синькова Нина Владимировна

Основные цели деятельности учителя-логопеда:

  • своевременная систематическая медико-психолого-педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии;
  • создание равных стартовых возможностей в начале обучения детей в школе;
  • оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 4-х лет 6 месяцев до 7 лет с фонетическими, фонетико-фонематическими нарушениями речи;
  • социальная адаптация детей с отклонениями в развитии и формирование у них предпосылок учебной деятельности;
  • консультативно-методическая поддержка родителей в организации воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии и т.д.

                                                 Консультации:

    С 15 ноября 2017 года по 28 марта 2018 года учитель-логопед Синькова Нина Владимировна принимала участие в Краевом фестивале лучших инклюзивных практик. По результатам которого получила диплом за предоставление актуального и результативного опыта обучающихся в условиях инклюзивного образования («Применение метода бионергопластики в работе с детьми, имеющими речевые нарушения»)


    01.02.2018 года учитель-логопед Синькова Нина Владимировна приняла участие в районном методическом объединении воспитателей «Подготовка к обучению грамоте в ДОУ», которое проходило в МБДОУ № 2  «Теремок» п. Ирба. Учитель-логопед Авербах Ольга Рихардовна познакомила педагогов с методами и приёмами, направленными на формирование звуковой аналитико-синтетической деятельности, как предпосылок обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста. Нина Владимировна  приняла участие в педагогических пробах, в ходе которых смогла практически применить новые формы работы проведения НОД по подготовке детей к обучению грамоте.


    С января 2018 года по март 2018 года Синькова Нина Владимировна приняла участие в краевом фестивале «Фестиваль лучших инклюзивных практик», где представила опыт работы «Применение метода бионергопластики в работе с детьми, имеющими речевые нарушения».


    05.12.2017 г. учитель-логопед МБДОУ Курагинского детского сада №8 «Лесная сказка» Синькова Нина Владимировна  посетила  обучающий районный семинар «Организация сопровождения детей со сложными комплексными нарушениями  в ДОУ».       Специалисты МКУ «ЦППМ И СП «ДОВЕРИЕ» ТПМПК  рассказали участникам семинара о  системе работы по сопровождению детей со сложными нарушениями в развитии.


  29.11.2017г. учитель-логопед Синькова Нина Владимировна приняла участие в работе районной базовой площадки «Развивающие игры нового поколения во всестороннем развитии детей» в МБДОУ № 7 «Рябинка» по теме «Создание условий для развития игровой деятельности детей». Нина Владимировна посетила занятие по легоконструированию в старшей компенсирующей группе, а также приняла участие в деловой игре «Такие разные игры».


        28.11.17г. на педагогическом совете  учитель-логопед Синькова Нина Владимировна провела для педагогов мастер-класс на тему «Развитие креативных способностей дошкольников с применением легоконструирования».

         Современный этап развития общества, сложные экономические условия, выдвигают на первый план одну из важнейших задач – всестороннее развитие способностей, воспитание активной, смелой, творческой личности. Очевидным является то, что толчок к наиболее полному развитию и использованию творческого потенциала каждого человека необходимо дать еще в дошкольном детстве. Творческая  активность детей реализуется в деятельности. Атмосфера современного детского сада насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности. Именно правильное и грамотное руководство педагога деятельностью детей будет способствовать развитию креативных способностей дошкольников.

В ходе проведения мастер-класса Нина Владимировна  рассказала педагогам о механизмах развития творческих у детей дошкольного возраста, а также провела игры направленные на развитие творческих способностей детей.


     26 октября 2017 года учитель-логопед Е.В. Карпунина приняла участие в работе методического объединения учителей-логопедов на базе МБДОУ № 1 «Красная шапочка», темой которого стало:

1.Утверждение плана работы на 2017-2018 учебный год.

2. Современная доступная среда в коррекционной работе логопеда.

                                                     Учитель-логопед Е. В. Карпунина

    26 октября 2017 года учитель-логопед Синькова Нина Владимировна приняла участие в работе районного методического объединения учителей-логопедов по теме  «Современная доступная среда в коррекционной работе логопеда». Нина Владимировна поделилась с коллегами опытом работы по использованию метода биоэнергопластики  (нетрадиционного методы выполнения артикуляционной гимнастики) в работе с детьми имеющими речевые нарушения.

                                                         Учитель-логопед Синькова Н.В.


    «Оптимизация коррекционной работы по речевому      развитию с дошкольниками, как один из факторов её               эффективности. (Биоэнергопластика.)»

  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделил речевое развитие в отдельную образовательную область, так как хорошо сформированная устная речь является важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка. К речи выпускника детского сада предъявляется ряд требований: богатый словарный запас, правильное произношение всех звуков русского языка, умение строить развернутые, связные грамматически правильные высказывания, развитый фонематический слух. И тогда у него  не будет проблем при адаптации к школе: он сможет полноценно общаться со сверстниками, наладить контакт с учителями, будет всестороннее развиваться и успевать по всем предметам, у него будет уверенность в себе и собственных силах.

     Но в настоящее время число речевых нарушений, как в дошкольном, так и в школьном возрасте растет, а значит, все большему числу детей требуется коррекционная логопедическая помощь.

Передо мною встала проблема, как повысить эффективность  работы по  исправлению звукопроизношения у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

И я обратилась  к инновационному методу выполнения артикуляционной гимнастики  - биоэнергопластике.  Автором данной методики является кандидат педагогических наук Курис Ирина Викторовна.

Цель:

- повышение эффективности работы по  исправлению нарушенных звуков у детей с тяжёлыми нарушениями посредством применения элементов биоэнергопластики.

В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- совершенствование общей моторики;

- совершенствование артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие анализа и  синтеза звукового состава речи;

- овладение элементами грамоты, подготовка к обучению грамоте.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение звуков, развить речь ребенка.

Термин «биоэнегропластика» состоит из двух слов «биоэнергия» и «пластика». «Биоэнергия» -  это та энергия, которая находится внутри человека. «Пластика» - плавные раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть и губы. Вначале с ребенком разучивают упражнения без использования движений рук. Рука ребенка подключается только после освоения им артикуляционного движения: сначала ребенок использует ведущую руку, затем отрабатывает движения второй рукой и только потом двумя руками одновременно. (например упражнение «Заборчик» губы растянуты в улыбке зубы в правильном прикусе и видны, рука: горизонтально пальцы кисти сжаты, затем кисть согнуть в области верхних фалангов.)

Еще В.М. Бехтерева говорила, что «Движение руки всегда тесно связанно с речью и способствует её развитию».

В целях повышения эффективности работы по речевому развитию дошкольников, я разработала методику проведения артикуляционной гимнастики, разучиванию стихов и рассказыванию сказок с использованием «Чудо – перчаток».

Артикуляционная гимнастика с применением метода биоэнергопластики включает 7 этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка.
На первом (диагностическом) этапе, в начале учебного года рекомендуется подробное обследование строения и подвижности органов артикуляции общеизвестными методами и приёмами. После обследования учитель–логопед подбирает комплекс упражнений с учётом нарушенных звуков.

На втором (подготовительном) этапе, проводятся индивидуальные занятия, на которых ребёнка знакомят с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка или челюсти по традиционным методикам. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель – логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Рука ребёнка в упражнение не вовлекается.

На третьем (подготовительном) этапе, педагог сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки с перчаткой, рука ребёнка в упражнение не вовлекается.

На четвёртом (основном) этапе, выполняются упражнения для губ, челюсти и языка с подключением ведущей руки ребёнка с перчаткой. Учитель – логопед вместе с ребёнком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки.

На пятом (основном) этапе, к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребёнка с перчаткой. Учитель-логопед так же сопровождает выполнения упражнений движениями руки.

На шестом (основном) этапе, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движения органов речевого аппарата. Учитель-логопед так же сопровождает выполнение упражнений движениями руки.

На седьмом (заключительном) этапе, когда ребёнок полностью освоит упражнения, учитель – логопед рассказывает сказку, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.

Биоэнергопластика является неотъемлемой частью логопедической работы, как для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания  и комплекса: речь - движение, а также для эмоционально-психического равновесия. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно так, как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Метод «Биоэнергопластика» способен решать образовательные задачи не только в речевом развитии, но и других образовательных областей:

- в познавательном развитии  применяется при знакомстве с цифрами, геометрическими фигурами, при счете, обучении грамоте.

- в социально - коммуникативном развитии это: беседы, решение ситуативных задач, адаптационные игры  детей в коллективе сверстников. А также в режимных моментах, к примеру, разучивании пальчиковой гимнастики, в физминутках, организации игровой деятельности.

- в художественно – эстетическом развитии биоэнергопластика успешно применяется в театрализации, музыкальных занятиях.

Применение метода биоэнергопластики открывает большие перспективы в достижении целей не только логопедической работы, но и образовательной работы, в целом. А также расширяет возможности творчества педагога.

 При анализе проведённой коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями я сделала вывод, что применение  биоэнергопластики  в работе с детьми не только улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам, но и способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Игровой метод проведения занятий  способствует формированию интереса к занятиям, позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики, что значительно облегчает постановку, введение звуков в речь, а также более быстрому преодолению речевых нарушений.

                             Учитель-логопед: Синькова Нина Владимировна.


   29.08.2017 года учитель-логопед Синькова Нина Владимировна приняла участие в методической площадке, проводимой  в рамках районной педагогической конференции, которая проходила на базе Курагинского МБДОУ № 15 «Развитие речи в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР». На площадке выступила с мастер-классом «Оптимизация коррекционной работы по речевому развитию с дошкольниками, как один из факторов её эффективности». Нина Владимировна познакомила педагогов с инновационным методом проведения артикуляционной гимнастики, биоэнергопластикой. Рассказала, о его  эффективности, показала педагогам, как выполнять артикуляционные упражнения с помощью «чудо-перчаток».


Авторское методическое пособие «Лекотека». Синькова Нина Владимировна.

     Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень  профессиональной компетентности и владеть необходимыми образовательными технологиями. В связи  с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам  и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

          Для того чтобы дети могли закрепить ранее изученный материал по темам, я создала авторское пособие «Лекотека».

Цель: закрепление знаний детей по изученным темам.

Задачи:

-учить детей выбирать нужную информацию, обобщать её, систематизировать

-учить использовать устную речь для выражения своих мыслей и желаний.

-активизация  познавательных процессов (воображение, внимание, память, восприятие и т.д.)

 -развитие творческих способностей ребёнка.

-воспитывать умение распределять обязанности, договариваться со сверстниками.

      «Лекотека» представляет собой книгу с тематическим страницами. В нее вошли такие темы, как: «Свойства предметов», «Тема недели», «В стране звуков и букв», «Веселый язычок» и другие. В зависимости от образовательных задач, наполняемость страниц меняется и дополняется. Т.е. пособие отличает такие качества, как: вариативность, полифункциональность и трансформируемость.

       «Лекотека» позволяет организовать работу индивидуально, в группах и подгруппах.

     В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребёнок становиться не только создателем  книги, но и дизайнером, художником – иллюстратором, сочинителем загадок, рассказов и стихотворений.      Такая увлекательная форма работы создаёт условия для развития личности, мотивации и способностей ребёнка.

   

                                                     Учитель – логопед Синькова Н. В.

Конспекты непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «речевое развитие»(обучению грамоте ) в подготовительной группе логопеда Синьковой Н.В.

Обратная связь для гостей